Детский сад №276
Развитие актерского мастерства у детей дошкольного возраста в музыкальной деятельности. Автор-составитель: музруководитель высшей категории МБДОУ № 276 Евтеева Ирина Сергеевна. Содержание 1.1. Введение 1 1.2. Ведущая идея 6 1.3. Цели, задачи 6 1.4.Развитие актерского мастерства у детей дошкольного возраста в музыкальной деятельности.
Автор-составитель: музруководитель высшей категории МБДОУ № 276 Евтеева Ирина Сергеевна.
Содержание 1.1. Введение 1 1.2. Ведущая идея 6 1.3. Цели, задачи 6 1.4.Обоснование новизны, актуальности, целостности, практической значимости 6 1.5. Этапы обучения 7 1.6.Методы обучения 7 1.7.Разделы программы 8 2. Учебно-тематическое планирование программы 11 2.1. Учебно-тематический план 1 года обучения 12 2.2. Учебно-тематический план 2 года обучения 13 2.3. Учебно-тематический план 3 года обучения 14 3. Содержание программы 14 4. Методическое обеспечение программы 18 Литература 20
1.1. Введение Театр – это волшебный край,в котором ребенок радуется играя, а в игре он познает мир! У каждого ребёнка есть потребность в творческой исполнительской деятельности. Любое творчество для детей – это больше процесс, чем результат, в котором они проявляют особые мыслительные качества: наблюдательность, умение сопоставлять и анализировать, внимание. Эти качества в совокупности составляют творческие способности. Театрализованная деятельность – это хорошая возможность формирования и воспитания творчески развитой личности, а в сочетании с музыкой этот процесс становится интереснее и эффективнее. Актуальность осуществления музыкально – театрализованной деятельности в дошкольных учреждениях заключается в том, что она представляется наименее разработанным направлением в начальном образовании, тогда как эффективность этой деятельности очевидна, о чём свидетельствуют многочисленные психолого – педагогические исследования. В своей практической работе я поставила цель: определение значения музыкально – театрального искусства как средства развития актерского мастерства у дошкольников. Театр позволяет решить многие актуальные проблемы современной педагогики и психологии, связанные с художественным образованием и воспитанием детей; формированием эстетического вкуса; нравственным воспитанием; развитием коммуникативных качеств личности (обучением вербальным и невербальным видам общения); воспитанием воли, развитием памяти, воображения, инициативности, фантазии, речи (диалога и монолога); созданием положительного эмоционального настроя; снятием напряженности, решением конфликтных ситуаций через игру. Главное, театр раскрывает духовный и творческий потенциал ребенка и дает реальную возможность адаптироваться ему в социальной среде. Очень важен креативный принцип в обучении и воспитании, т.е. Максимальная ориентация на творчество детей, на развитие психофизических ощущений, раскрепощение личности. Учитывается психологическая комфортность, которая предполагает снятие, по возможности, всех стрессообразующих факторов; раскрепощенность, стимулирующую развитие духовного потенциала и творческой активности; развитие реальных мотивов: ? обучение должно добровольным; ? внутренние, личностные мотивы должны преобладать над внешними, ситуативными, исходящими из авторитета взрослого; ? внутренние мотивы должны обязательно включать мотивацию успешности, продвижения вперед («У тебя получится, я уверена...») Данная технология является интегративной, т.е. Содержание занятий по театрализованной деятельности связано с темами занятий таких программ, как ознакомление с музыкальной литературой, развитие речи, сценическое мастерство. Данная технология включает следующее: Развитие психофизических способностей (мимики, пантомимики), психических процессов (восприятия, воображения, фантазии, мышления, внимания, памяти и др.), речи (монолог, диалог), творческих способностей (умение перевоплощаться, импровизировать брать на себя роль). 4 Участие детей в театрализованных постановках: разыгрывание стихов, песенок, мини-сценок, музыкальных сказок, басен. Амплификацию (обогащение) театрального опыта: знания детей о театре, о его истории, театральных профессиях, костюмах, атрибутах, театральной терминологии. Изготовление и подбор атрибутов проходят совместно с родителями: изготовление костюмов, декораций, атрибутов к спектаклям, вовлечение родителей в участие в спектаклях. Участие детей в постановках сказок – благодатное поле для реализации художественного потенциала ребят. Театрализованную деятельность с музыкальным сопровождением я начинаю проводить с детьми младшего дошкольного возраста. Во второй младшей группе формируются простейшие образно – выразительные умения. В средней группе дети обучаются элементам художественно – образных средств (интонации, мимике, пантомимике). В старшей группе совершенствуются художественно – образные исполнительские умения. В подготовительной группе развивается творческая самостоятельность в передаче художественного образа, выразительность речевых и пантомимических действий. Традиционные формы организации музыкальной деятельности в дошкольном учреждении практически сведены на «нет». Им на смену пришли инновационные технологии, позволяющие раскрыться неординарности, уникальности, самобытности многих дошкольников. Музыкально – театрализованная деятельность интегрирует в себе специфику различных видов искусств: музыку, хореографию, живопись, поэзию, вокал, театральное искусство. -Для оптимизации творческого процесса по развитию исполнительского мастерства я использую инновационные технологии. -Метод проектирования на сегодняшний день очень популярен и актуален в образовании, так как его применение позволяет: - синтеировать полученные знания; -развивать творческие способности, навыки исполнительского мастерства; -сформировать исследовательские умения и познавательно – музыкальный интерес; - объединить участников образовательного процесса в поиске решения проблемных ситуаций. Не остаются без внимания здоровьесберегающие технологии, входящие в общую оздоровительную систему ДОУ. Компонентами этих технологий на занятиях театрально – музыкальной студии выступают: 1) дыхательные упражнения; 2) артикуляционная гимнастика; 3) речевое музицирование; 4) психогимнастические упражнения; 5) музыкотерапия. -Дыхательные упражнения положительно влияют на обменные процессы организма, регулируют фазы дыхания и работу дыхательного центра. Систематическое проведение дыхательной гимнастики приводит к развитию певческих навыков, саморегуляции дыхательной системы при выполнении танцевально – ритмических этюдов. -Артикуляционная гимнастика направлена на совершенствование, а в некоторых случаях на коррекцию произносимых фонем, что очень важно при декламациях, выступлениях перед аудиторией. Артикуляционная гимнастика тренирует мышцы речевого аппарата, способствует ориентированию в пространстве и учит подражать представителям животного мира. -Речевое музицирование в свою очередь эффективно влияет на развитие эмоциональной выразительности речи и голоса дошкольников. К звучащему тексту мы добавляем музыкальные инструменты, жесты, мимику, пантомимику. -Такой вид деятельности развивает чувство ритма у воспитанников, звукопроизношение, скорость речи, подчёркивает тембральную специфику звуков речевых и музыкальных. -Психогимнастические упражнения направлены на развитие и коррекцию различных сторон психики детей. Они позволяют научить дошкольника чувствовать «контроль» над своими эмоциями в игровой форме. А при формировании исполнительского мастерства эмоции являются наиглавнейшей составляющей творческого самовыражения юного актера. -Музыкотерапия входит как важная компонента в общую систему дошкольного учреждения по здоровьесбережению. Слушание правильно подобранной музыки снимает напряжение, раздражительность, повышает эмоциональную комфортность коллектива и окружающей атмосферы. -Таким образом, музыкальные занятия по развитию исполнительского мастерства с использованием здоровье сберегающих технологий позволяют: повысить уровень развития музыкальных, творчески- драматических, хореографических способностей. обеспечить стабильность эмоционального благополучия в коллективе; повысить уровень музыкально – речевого развития; стимулировать воспитанников к физическому и умственному саморазвитию. -Сделать обучение ярким, запоминающимся и эмоциональным для детей любого возраста возможно при использовании информационно – коммуникативных технологий. Они направлены на улучшение запоминания текстов, фрагментов инсценировок, музыкальных произведений; на усиление познавательного интереса; на совершенствование творческой активности; на стремление к самообразованию. Имеющееся в нашем саду оборудование даёт мне возможность использовать информационно – коммуникационные технологии при: 1) просмотре мультимедийных презентаций, при прослушивании музыкальных произведений; 2) проведении виртуальных посещений театрализованных представлений; 3) выборе костюмов и декораций для предстоящих спектаклей, утренников, мюзиклов; 4 обсуждении и анализе исполненных детьми ролей; организации презентационных этапов проектной или экспериментальной деятельности. 1.2. Ведущая идея программы. Развитие творческой индивидуальности обучающегося средствами музыки и театрального искусства. 1.3. Цель, задачи, лежащие в основе программы: Цель: создание благоприятных условий для раскрытия творческих способностей детей через самореализацию в процессе занятий музыки и театральными дисциплинами. Задачи: Обучающие: ? создать условия для развития у детей творческих способностей: пение, сценическая речь, движение, пластика; ? расширить знания, умения, навыки через актерские тренинги и навыки инсценирования; ? научить правильно интонировать мелодию, играть на детских музыкальных инструментах (металлофоны, ксилофоны, ложки). Развивающие: ? развивать творческое воображение; ? развивать интерес к театральной деятельности; ? развивать музыкальные способности детей. Воспитательные: ? воспитывать любовь к творчеству; ? создавать условия для формирования творческой активности. 5 1.4.Обоснование новизны, актуальности, целостности, практической значимости. Актуальность программы в том, что театральное и музыкальное искусство чрезвычайно приближенно к детской жизни, к ребячьему общению. Участие детей в постановках сказок – благодатное поле для реализации художественного потенциала ребят. Новизна программы в том, что она предусматривает получение специфических театральных и музыкальных навыков, овладение необходимыми знаниями и умениями: ? обучение игре на детских музыкальных инструментах (металлофоны, ксилофоны, ложки); ? сочетание речи, пения, мимики, пантомимы в различных вариациях; ? выразительно и правильно исполнять роли; сотрудничество со взрослыми.
1.5.Этапы обучения Данная программа рассчитана на 5 лет обучения. Программа состоит из 3-х этапов обучения: ? обучающий; ? развивающий; ? творческий. Первый и второй этапы реализации программы совпадают с годами обучения. Третий – творческий – включает 3 года обучения. Организацией программы и ее осуществлением занимается автор этого курса. Программа разработана на основе программно-методических материалов нескольких театральных студий г. Москвы под руководством кандидата педагогических наук Опариной М.А. и пособия для руководителей театральными коллективами школьников, автор Ширяева В.Г. Корректируется с учетом индивидуальных особенностей обучающихся. 6 Занятия проводятся 2 раза в неделю. Продолжительность каждого занятия: 20 минут в младших группах и 30 минут в старших группах. 1.6. Методы обучения Организационная модель образовательного процесса блочная (работа с чередованием предметных областей). В процессе образовательной программы используются следующие методы обучения: Перцептивные методы (передача и восприятие информации посредством органов чувств); Словесные (рассказ, объяснение и т.п.); Наглядные (выполнение упражнений, ориентируясь на образец, копируя предложенной образец); Иллюстративно-демонстративные; Практические (опыт, упражнения, самостоятельное выполнение заданий, освоение технологий); Логические (организация логических операций – аналогия, анализ, индукция, дедукция); Гностические (организация мыслительных операций – проблемно-поисковые, самостоятельная работа, проблемные ситуации и пробы); Диалог между преподавателем и обучающимся, между обучающимися. Методы, способы и приемы стимулирования и мотивации детской деятельности: Эмоциональные методы: поощрение, порицание, создание ярких наглядно-образных представлений, создание ситуаций успеха, стимулирующее оценивание, удовлетворение желаний быть значимой личностью. Познавательные методы: опора на жизненный опыт, познавательный интерес, создание проблемной ситуации, побуждение к поиску альтернативных решений, выполнение творческих заданий. Волевые методы: предъявление учебных требований, информирование об обязательных результатах обучения, самооценка деятельности и коррекция, рефлексия поведения, прогнозирование деятельности. Социальные методы: развитие желания быть полезным, создание ситуации взаимопомощи, поиск контактов и сотрудничество, заинтересованность в результатах, взаимопроверка. 7 1.7. Разделы программы. Раздел «Сценическая речь» Этот раздел включает в себя большое количество различных упражнений, которые могут повторяться с 1 по 3-й год обучения. Определим те необходимые для творческой деятельности качества, способности, навыки, которые они развивают у детей: ? организованность, способность взаимодействовать с партнерами. Средства формирования – тренинг концентрации и распределения внимания и др. ? различные стороны зрительного восприятия и зрительную память (наблюдательность, воображение, фантазию, ориентировку в пространстве, способность понимания внутреннего состояния людей по внешним признакам, ассоциативное мышление). Средства формирования – действие в условиях вымысла и др. ? мышечно-двигательное восприятие и мышечную память. Средства формирования – тренинг мысленных действий, темпо- ритма и др. ? непрерывность, логику, последовательность и завершенность действия. Средства формирования – действие с воображаемым предметом и др. ? речь, дыхание, голос; ? способность различать разные подтексты в словесном воздействии партнеров; ? способность проявлять артистическую смелость и характерность при выполнении индивидуальных заданий. Раздел « Сценическое движение» Здесь мы используем сумму знаний и навыков, выработанных в процессе «гимнастики чувств», и двигаемся от игры к постижению своей психологии и психологии партнеров. Все задания этого раздела осуществляются на сцене и доминантой является позиция «Я в предполагаемых обстоятельствах». Перед выполнением каждого задания уясняется: «Чего я хочу и как воздействую на партнера?»; «Для чего я это делаю и каким образом?»; «Мое отношение к партнеру». В результате мы получаем следующие умения и навыки: ? видеть, слышать, понимать товарища и воздействовать на него; ? управлять своим вниманием; ? различать оттенки отношения, анализируя слова и действия и адекватно реагировать на них; ? четко формулировать свои мысли, выступая перед публикой. Для достижения этих результатов используются следующие средства: ? пластические загадки; 8 ? демонстрация поведения представителей животного мира в природной среде (без слов); ? показ животных при встрече друг с другом (без слов и со словами); ? работа с воображаемым предметом вместе с партнером; ? показ людей разных профессий в работе; ? массовые сценки-импровизации из современной жизни по весту действия; ? театр-экспромт. Раздел «Актерское мастерство» Этот раздел как бы венчает деятельность нашего курса каждое полугодие. Именно он является основой, на которой строятся спектакли театра. На базе навыков и умений, полученных при прохождении первых двух разделов, ребенок теперь уже выступает от лица выбранных им персонажей. Мостиком к этому этапу являются: ? импровизационные показы, когда при помощи педагога рождаются и закрепляются сюжетные сценки, записывается текст и порядок действий. ? постановка спектаклей, когда каждому обучающемуся поручается та или иная роль. В процессе постановки пьес на сцене дети познают основные методы и приемы спектакля (декорация, костюмы, грим, свет, шумы, музыка). Основным требованием к качеству исполнительской деятельности является умение обучающегося жить и действовать естественно (органично) в образе персонажа в предлагаемых обстоятельствах. Руководитель должен следить, чтобы дети не просто «показывали» действие, а выполняли четко поставленную задачу. Для этого каждый должен уяснить следующие вопросы: «Зачем я здесь? Чего хочу? Каким образом я выполняю свое желание?» И все-таки главной задачей постановки спектаклей является не результат, а участие! Раздел « Индивидуальное и хоровое пение» Музыка выполняет ничем не заменимую роль в воспитании ребенка, нравственно-эстетическом совершенствовании его личности. Чтобы приобщить ребенка к музыкальному искусству, необходимо заинтересовать его, познакомить с выразительными средствами музыки, воспитать эстетическое отношение к ней. Организующим и планирующим началом здесь являются задачи-темы, вокруг которых педагог концентрирует внимание детей на тех или иных особенностях музыки. Каждая тема выполняет свою функцию. ? тема направлена на развитие у детей склонности к сопереживанию тех чувств и мыслей, которые выражены в музыке. Создается психологическая готовность ребенка к восприятию целостного эмоционального содержания 9 произведения, что способствует воспитанию нравственно- эстетического отношения к окружающему ? тема посвящена ознакомлению детей с содержанием произведения и его построением, что поможет им проследить за развитием основных художественных образов, воплощенных в музыке ? тема готовит детей к пониманию музыкального языка, выразительного значения интонаций, мелодических и ритмических рисунков, динамических и темповых нюансов, тембровой окраски ? тема обобщает полученный ребенком опыт, закрепляет представление о тесной взаимосвязи содержания музыки и средств ее выразительности. Основные задачи исполнительства – суметь выразить свое отношение к произведению, искренне передавать его настроение. Маленькие исполнители должны овладеть элементарными практическими навыками, стремясь к чистоте интонирования, естественному певческому звукообразованию, выразительности образных движений во время пения. Дети должны научиться выразительно и непринужденно петь в соответствии с музыкальными образами, разнообразным характером музыки, динамикой (усиление, ослабление звука); регистрами (выше, ниже, в пределах октавы); отмечать в пение акценты, ритмический рисунок, ускорять и замедлять пение, самостоятельно начинать и заканчивать пение, понимать жест дирижера. Задача педагога - способствовать воспитанию нравственно- волевых качеств - настойчивости, выдержки, умению действовать в коллективе, способствовать созданию устойчивого интереса к музыке. Певческие навыки: уметь в пении передавать разнообразный характер музыки, точно начинать и заканчивать музыкальные фразы и все музыкальное произведение, передавать в пении простейший ритмический рисунок, отмечать акценты. Навыки выразительного пения: уметь творчески и выразительно исполнять музыкальные партии, добиваться легкости, естественности и непринужденности в исполнении, самостоятельно искать способы передачи в пении музыкального образа. 10 2.1. Учебно-тематическое планирование программы 1 этапа обучения. Цель: Выявление творческих способностей у детей. Задачи: Создавать условия для выявления и развития природных способностей у детей; Способствовать воспитанию наблюдательности, развитию образной памяти, накоплению впечатлений и их отражению в ролях. Воспитывать любознательность и интерес к исследованию окружающего мира. Содействовать расширению круга понятий, образов, обогащению словаря и первым шагам в осмыслении своего речевого опыта. Создавать условия для развития памяти и речевой культуры, развития фантазии и воображения ребенка. Содействовать постижению основ общения в коллективе, культуры речевого поведения, приобщению ребенка к миру музыки, изобразительного искусства и театра. Помочь в преодолении первых уроков театральной импровизации и сценического действия. Воспитывать чистоту речи. Воспитывать культуру поведения в жизненных ситуациях, культуру общения. Способствовать овладению навыков поведения на сцене. Концертная практика- первые шаги. 11 На первом этапе программа в основном опирается на развивающие игры и упражнения разделов «Сценическая речь» и «Индивидуальное и хоровое пение». Дети учатся создавать сказочные образы. Они вовлекаются в мир фантазии и воображения, выполняя несложные и понятные задания. Потом переходят к непосредственной работе над пластической выразительностью движений и специальным упражнениям по развитию речевого аппарата и образной речи учеников. За этот период (условно назовем его- «От пластики к слову») дети должны уяснить принципиально важную особенность предмета (коллективность и взаимозависимость), основные требования к выполнению заданий (погружаться в игру, стремиться к правдоподобию), убедиться в полезности наших действий и привыкнуть получать удовольствие от их выполнения. Занятия должны быть желанными, поэтому нужно включать в занятие побольше игр, подвижных, развивающих внимание, наблюдательность, реакцию. Для получения роли в будущем спектакле каждый ребенок должен придумать себе костюм, нарисовав его. Ожидаемый результат реализации программы 1 этапа обучения Сохранность контингента Устойчивый интерес к изучению театральной деятельности. Радость творчества на сцене. Физическая раскрепощенность. Четкая речь и культура речевого поведения. Умение выразительно произносить слова своей роли. Умение в движении передавать образ персонажа. Если есть мелодическая тема у персонажа, передавать пением характер роли, ее особенности. 2.2.Учебно-тематическое планирование программы 2 этапа обучения. Цель: Развитие творческих способностей у детей. Задачи: Способствовать созданию условий для возможностей творческого, интеллектуального, физического и личностного развития обучающихся через основы актерского мастерства; Обучать основам музыкального, актерского, литературного, драматургического творчества; Способствовать развитию памяти, внимания, воображения, фантазии, воли, мышления, восприятия через основы актерского мастерства; Формировать знания и практические умения в области театрального и музыкального искусства; Развивать устойчивый интерес к театрально-игровой деятельности; 12 активизацию личности в коллективе (развивать коллективную и индивидуальную активность, гибкость, смелость, быстроту реакции, чувство партнерства через ролевые, подвижные, дидактические игры, упражнения по мастерству, этюды). На этом этапе ставятся более сложные задачи в области осмысления действий на сцене. Превалирующим становится 2-й раздел программы. Здесь необходимо больше уделять времени развитию выразительной речи, упражнениям на развитие воображения, фантазии и общения, выработке естественности поведения на сцене при выполнении заданий «Я в предполагаемых обстоятельствах». «От импровизации - к драматургии» - так можно назвать этот этап. Ребята учатся соотносить свои действия с действиями товарищей, подмечать свои и чужие ошибки, искать пути для оптимального выполнения поставленных задач. Игры уже носят более целенаправленный характер, дается больше индивидуальных заданий, оттачивается пластика движений для выражения характеров персонажей. Ожидаемый результат реализации программы 2 этапа обучения Овладение логикой и образной структурой речи. Расширение словаря, овладение богатством роли. Точное сценическое общение. Органичное поведение на сцене. Навык свободного передвижения по сцене. Навык ведения диалога. Умение выслушивать выступление других детей. Умение чисто петь в пределах сексты. Слушать и слышать пение других детей в хоре, не убегая вперед и не опаздывая. Умение понимать жесты дирижера. 2.3.Учебно-тематическое планирование программы 3 этапа обучения. Цель: Развитие творческой индивидуальности обучающегося. Задачи: Содействовать увлеченности творческими задачами театра. Создавать условия для устойчивого владения искусством сценического действия. Содействовать углублению понимания сверхзадачи и перспективы исполняемой роли и всего спектакля в целом. Совершенствовать сценическая активность, глубину и свободу общения с аудиторией. Способствовать дальнейшему личностному и творческому развитию обучающегося; Помочь в профессиональном самоопределении обучающегося; 13 Последний этап обучения включает в себя освоение умений и навыков всех разделов программы. На этом этапе не только совершенствуются личные качества обучающихся, но и познаются и моделируются человеческие отношения: «Чего я хочу и как воздействую на партнера?». «Введение в психологию»- так можно обозначить этот этап. От обучающегося уже требуется не только существовать в предлагаемых обстоятельствах, а разрабатывать их самому, предлагать свое решение во взаимосвязи с партнерами, в совместном и действенном общении, различать оттенки отношений и соответственно реагировать на них. В спектаклях дети учатся выступать от имени животных с различными характерами, людей в разных обстоятельствах, организовывать ситуации и вступать в отношения, проникать в психологию партнеров по сценической жизни. В дальнейшем все это поможет им в анализе характеров и поступков героев сказок и пьес, жизненных ситуаций и конфликтов. Ожидаемый результат реализации программы 3 этапа обучения Увлеченность творческими задачами театра. Устойчивое владение искусством сценического действия. Понимание сверхзадачи и перспективы исполняемой роли и всего спектакля в целом. Сценическая активность, глубина и свобода общения с аудиторией. Умение самостоятельно анализировать характер роли и воплотить ее в действии. Умение срежиссировать отдельные сцены из пьесы. Умение петь в пределах септимы-октавы. 14
3. Содержание программы Содержание изучаемого курса, 1 этап обучения. I. Вводное занятие: - планирование работы; - знакомство с программой. II. Сценическая речь: - произношение гласных звуков; - произношение согласных звуков; - практическая работа над ударением в слове. Артикуляционная гимнастика: - для нижней челюсти; - для губ; - для языка. Скороговорки: - контроль ЗУН. III. Сценическое движение: Сценическая свобода: - основной закон пластики; - внутренняя свобода; - внешняя свобода; - сценическое внимание. Процесс освобождения от мускульного напряжения: - упражнения на воспитание сценической свободы; - упражнения на пластическое расположение тела в пространстве; - контроль ЗУН. IV. Актерское мастерство: Основные принципы театра: - театр – искусство коллективное; - театр – искусство синтетическое; - действие – основной материал театрального искусства; - пьеса – основа спектакля; - зритель – творческий компонент театра. Метод работы над ролью: - метод изучения действительности; 15 - анализ материала; - метод актерской работы на репетициях, дома, на спектаклях. Сценическое внимание: - произвольное; - не произвольное; - внешнее; - внутреннее. Сценическая вера: - специфика актерского воображения; - контроль ЗУН. V. Работа над индивидуальным и хоровым пением. Знакомство с оперой: - опера, как синтетический вид искусства; - разновидности оперных спектаклей – исторические и лирические драмы, трагедии, комедии, оперы на бытовые, сказочные и эпические сюжеты. Работа над голосовым аппаратом во время пения: - музыкальный слух; - пение в ансамбле; - пение без сопровождения; - обучение пониманию дирижерских жестов; - выработка унисона; - правильное исполнение ритмического рисунка; - контроль ЗУН. VI. Обучение игре на детских музыкальных инструментах: - элементарная организация движения рук; - развитие двигательных навыков; - разучивание несложных музыкальных произведений; - выразительное исполнение; - жест на вступление и снятие звука; - контроль ЗУН. Содержание изучаемого курса, 2 этап обучения. I. Вводное занятие: - планирование работы; - знакомство с программой. II. Сценическая речь: Подготовка речевого аппарата к звучанию. Развитие дыхания в развитии голоса. 16 - особенности физиологического и речевого дыхания; - выработка носового дыхания; Освоение смешанно-диафрагматического дыхания: - дыхание в быту; - дыхание при чтении текстов; - упражнения в положении сидя; - упражнения в положении лежа; - контроль ЗУН. III. Сценические движения: 1. Координация движения и речи: - упражнения для рук, которые помогают организовать верный артикуляционный уклад; - упражнения на совмещение речи и движения. 2. Комплекс упражнений, направленных на развитие мышц шеи, рук, ног, живота. 3. Физический тренинг в пластическом воспитании актера: - физическая культура и пластика; - значение музыкального сопровождения; - контроль ЗУН. IV. Актерское мастерство: - упражнения на развитие творческих зрительных восприятий; - развитие творческих навыков физического самочувствия; развитие артистической смелости и элементов характерности. V. Работа над индивидуальным и хоровым пением: - слушать и контролировать себя при пении; - слушать весь хор; - сливаться с общим звучанием по звуковысотности, ритму; - не выделяться по силе; - одновременно начинать и завершать произведение; - доведение исполнителя пения до уровня, пригодного для публичных выступлений; - контроль ЗУН. VI. Обучение игре на детских музыкальных инструментах: - воспитание музыкально-исполнительного коллектива на основе элементарных навыков оркестровой игры; - согласованное соблюдение элементарных изменений силы звука; - затактовое вступление; - развитие слухового внимания; 17 - контроль ЗУН. Содержание изучаемого курса, 3 этап обучения. I. Вводное занятие: - планирование работы; - знакомство с программой. II. Сценическая речь: 1. Постановка голоса: - речевой и певческий голос; - характеристика речевого голоса: а) природные свойства; б) сила голоса; в) диапазон голоса; г) тембр голоса; д) высота голоса. 2. Работа над голосом: - постановка голоса; - тренировка правильного звучания на пословицах, коротких стихотворных текстах; - тренировка голоса в повышении и понижении на коротких стихотворных строчках; - контроль ЗУН. III. Сценические движения: 1. Основы движений: - падения; - ускорение и замедление движения. 2. Танец в системе обучения: - историко-бытовой; - русский. 3. Русские народные игры с музыкальным сопровождением. - контроль ЗУН. IV. Актерское мастерство: - художественный анализ пьесы, разбор пьесы; - постановка отдельных сцен пьесы; - яркая и выраженная передача мыслей автора; - умение видеть то, что изображено в произведении, передавать идею и основные мысли автора; 18 - воссоздание и воображение места действия, внешнего вида и поведения героя; - анализ взаимоотношения действующих лиц; - воздействие шепотом на партнера. Каждая фраза – активное действие: убедить, упросить, обвинить, оправдать, защитить и т.д. - контроль ЗУН. V. Работа над индивидуальным и хоровым пением: - правильное звукообразование (мягкая атака); - сохранение устойчивого положения гортани, спокойный вдох без поднятия плеч; - формирование основных свойств певческого голоса (звонкость, колебность); - одновременно усиливать или ослаблять звучание, звучность; - расширение диапазона; - контроль ЗУН. VI. Обучение игре на детских музыкальных инструментах: - подчинение индивидуальной манеры исполнения общеоркестровой; - умение пропевать сольфеджио исполняемого произведения; - умение одновременного исполнения произведения на инструменте и пропевание мелодии сольфеджио и словами; - воспитание активности в исполнении; - воспитание чувства единого целого и частей исполняемых пьес; - осмысленная и выразительная игра на основе понимания содержания и характера исполняемой музыки; - контроль ЗУН. 19
4. Методическое обеспечение программы. Формы оценки качества реализации программы. Методы, способы и приемы педагогического мониторинга: педагогический отзыв; журнал учета; отметка; шкала оценивания результатов и др. Для определения эффективности программы и успешной ее реализации предполагается систематическое и непрерывное отслеживание результатов деятельности ребенка – педагогический мониторинг. Он включает в себя - отслеживание образовательных и социально- педагогических результатов, а так же эффективность воспитательных воздействий. Для отслеживания эффективности воспитательных воздействий и социально-педагогических результатов проводится диагностирование психологического климата в коллективе, степени сплоченности коллектива, участие в общественных делах, степень самокритики и ответственности ребенка, мотив посещения данного коллектива. Педагогический мониторинг позволяет выявить пробелы и недочеты в обучении, дает толчок к поиску новых, более эффективных форм и методов работы с детьми. Система отслеживания результатов включает в себя разнообразные способы и методики: 1. Педагогические наблюдения, использование методов специальной диагностики умений и навыков, а также прослеживание личностного роста каждого ребенка в коллективе с фиксированием изменений в картах (Приложение 1). 2. Показ спектаклей. Критериями оценки уровней освоения программы являются требования, предъявляемые к выпускникам каждого этапа обучения и в соответствии с ними разработанные формы контроля- ? Умение чувствовать партнера по сцене. Уровень развития фантазии, способность к независимому, ассоциативному мышлению. ? Участие в коллективной сценической работе. ? Умения: концентрировать внимание; освобождаться от зажимов; правдиво, логично и последовательно действовать на сцене; сочинять и демонстрировать индивидуальные этюды; ? Умение работать в коллективных этюдах. ? Освоение сцен в различных предлагаемых обстоятельствах. ? Умение перевоплощаться в разные образы. ? Умения: импровизировать; самостоятельно осуществлять этюды, инсценировки. 20 Завершающий этап освоения программы – показ спектакля и подробный его анализ. Формы занятий . Лекция – устное изложение учебного материала, какого-либо вопроса или темы. Беседы об искусстве, о проблемах творчества актера. Занятия по подбору нового репертуара, исследованию авторского замысла, обсуждению творческих заданий. Индивидуальные и индивидуально- групповые репетиции Коллективные и индивидуальные упражнения по технике речи. Коллективно-постановочные репетиции. Занятия-беседы по теме «Наблюдения», исследование характеров, пластики, привычек персонажа, атмосферы событий. Игровые импровизации (этюды) по теме «Наблюдения», «Отношение к предмету, к месту действия». Практикум – воплощение теоретических знаний в постановку спектакля. Воспитание чувства пространства и понимание природы мизансцены. Пластические этюды, пластический тренинг. Чтение и исследование текста на первом этапе работы, лаборатория работы над ролью. Анализ завершенных спектаклей. Работа с видеоматериалами – просмотр и анализ видеозаписей спектаклей. Игра – занятие, служащее для развлечения, отдыха, спортивного соревнования. Физические и умственные игры предназначены для физического и умственного развития ребенка, являются важным элементом воспитания. Экскурсия – выходы или поездки с учебной, образовательной или увеселительной целью.
Обеспечение программы 1. Методическое: разработка программы; разработка отчетной документации; отслеживание и анализ результатов учебной деятельности; разработка содержания и организации учебных занятий; написание инсценировок, сценариев к театрализованным игровым программам, праздникам. 2. Дидактическое: разработка и изготовление демонстрационного материала: 21 для упражнений по мастерству (карточки со словами; с заданиями: эмоции, предметы, с действиями); для упражнений по сценической речи (карточки со звуками, скороговорками, текстами); для упражнений по сценическому движению (карточки с действиями). 3. Материально-техническое: магнитофон, аудиокассеты, видеокассеты с записями; различные атрибуты и инвентарь (мячи, кегли, игрушки, реквизит, костюмы); спец. предметы, зеркала. 22 Литература 1. Белинский В.Г. О театре. Детц, 1961г. 2. Березкин В. Спектакль и сценическое пространство. Советская Россия, Москва, 1968г. 3. Гончарова Т.И., Гончаров И.Ф. Когда учитель – властитель душ. Москва, 1998г. 4. Дзержинская И.Л. Музыкальное воспитание младших школьников. Москва, «Просвещение 1985г.» 5. Журнал «Театр», 1999г. 6. Катеринчук Е.Н. Музыкальный театр в школе. 7. Материалы из опыта работы. Йошкар-Ола, 2002г. Журнал «Народное образование». Москва, изд. 1996 г. 8. Метлов Н.А. Музыка-детям, Москва, «Просвещение», 1985г. 9. Опарина Н. В школе «Премьер» - праздник, и не только. Всероссийский центр художественного творчества учащихся и работников начального профессионального образования. 1987г. 10.Орлова Т.М., Белкина С.И. Учите детей петь. Москва, «Просвещение» 1986 8 декабря 2017 в 22:38
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.